Мавзолеи

Имя батыра Исатая Тайманова, о котором так часто писал в своих стихах Махамбет, его верный друг и соратник, увековечено в Кобдинском районе Актюбинской области.
Знаменитый казахский полководец Есет батыр жил в 1807-1888 гг. Он отличался невероятной смелостью, силой духа, верностью принципам и набожностью. За эти качества он заслужил уважение не только у своего народа, но и у врагов.
Кобдинский район Актюбинской области – настоящий кладезь памятников древности. Здесь расположен уникальный скульптурный памятник Абат – Байтак, относящийся ко времени Золотой Орды (XIII – XIV вв.). Сохранившихся аналогов такому сооружению на территории Казахстана нет.
Кобыланды батыр – исторический герой, смелый воин, сражавшийся с калмыкскими захватчиками, гордость казахского народа. Значительное время он считался вымышленным персонажем, героем эпосов и былин, именовавшийся как «каракыпчак Кобыланды».
Некрополь «Хан моласы» является большим казахским кладбищем. Дату его появления относят ко второй половине XVIII века.
Дарибай Котыбарулы – живший в XIX веке, младший сын известного казахского батыра Котыбара Басенулы.
Кердери Абубакир родился в 1861 году на территории Западно-Казахстанской области. Через два года его семья перебралась в местечко Сарыхобда, находящееся на территории нынешнего Алгинского района.
Уникальность мавзолея Ботагоз батыра заключается в том, что он построен в память о девушке-батыре, которая искренне любила свою землю, была не только превосходным кочевником, но и бесстрашным воином. Мавзолей построен в 2005 году и располагается в 23 км. от села Кемер, на возвышенности Букиртумсык у оврага Конырсая.
Школа рабочей молодежи расположена в Актюбинской области, Уилском районе, в 5 км. к северо-востоку от пос. Каракемер. Сооружение является архитектурным памятником ХІХ в.
Мавзолей «Алмат Би» построен как семейная усыпальница для бия Алмата и его пяти сыновей.
Мавзолей Кызылтам находится в Каргалинском районе, в 56 км к северо-востоку от города Актобе. Он является одним из значительных памятников хобдинско-илекской группы и датируется ХVІ-ХVІІ вв.
Мавзолей Жалимбет батыра расположен в Мугалжарском районе, в 10 км. к востоку-северо-восток от села Жанажол. Жалимбет батыр жил в XVIII веке, был соратником Котыбар батыра, воевав против царской власти.
Мавзолей батыру Котыбару Басенулы расположен в Алгинском районе, в 15 км. к западу от с. Аккемер.
Шыганак Берсиев – простой земледелец, удививший своими достижениями ученых сельскохозяйственной науки. Получив с каждого гектара проса по 201 центнеру урожая, он установил мировой рекорд.
Мавзолей Токпана находится в Шалкарском районе Актюбинской области в 35 км. на северо-восток от п. Жанаконыс. Архитектурный памятник датируется началом XIX века.
Мавзолей Сары Ишана (Кожахмета Умбетулы) находится в Айтекебийском районе, неподалеку от Карабутакского поселка, вдоль реки Иргиз, на кладбище, которое носит название «Кладбище Сары Ишан».
Памятник древности Ойсылкара находится в 2-х километрах от п. Ойсылкара Хромтауского района. Он носит имя духа-покровителя верблюдов, хранителя верблюжьих стад.
Кладбище Бопай находится в 15 км. к северо-западу от Айтекебииского района Актюбинской области. Оно огорожено стенами из необработанных кирпичей, которые находятся в полуразрушенном состоянии.
В середине XVII века имя Беккул бия было широко известно не только в казахской степи, но и за ее пределами.
Мечеть Шакен ишана находится в 27 км. к западу от села Маржанбулак Алгинского района, на правом берегу р. Карахобда, у северной окраины поселка Сарытогай. Сооружение можно увидеть, проезжая по трассе Самара – Шымкент.
Асан кожа аулие – просветитель, великолепный оратор, духовный наставник, гуманист. Звание кожи он получил за распространение идей ислама. После смерти за большие заслуги народ почитал его, как святого.
Хазрет Абдолла Жаналыулы родился в 1855 г. в с. Шибулак Байганинского района Актюбинской области.
Бактыбай батыр, живший во времена правления Абулхаир хана, был его верным последователем.
Даумшар батыр родился в 1770 году. Знаменитый батыр Каспийского региона совершил немало подвигов, оставив свое имя в истории борьбы казахов за свободу.
Храм Кызылуйик занимает территорию в 1 гектар и находится в Байганинском районе, в 65 км. на юго-васток от аула Дияр. Свое название, означающее «красный холм», храм получил за багровый цвет, становящийся особенно заметным при солнечной погоде.
Мавзолей Сундета был возведен его сыном Агысбаем и внуками в начале XX в.
Нурпеис Байгараулы – проповедник канонов ислама, общественный деятель, ученый родился в 1817 г.
Бисен хазрет получил религиозное образование, три года проучившись в Бухаре и пять лет в Стамбуле.
Карагул был глубоко верующим человеком, обеспеченным бием, готовым делится с бедными своим достатком. Он был одним из тех, кто кормил целый аул. Народ отмечал его справедливость и шел к нему за разрешением споров.
Некрополь Маулимберди расположен на правом берегу реки Темир, в 4,6 км. к юго-востоку от с. Кенкияк Темирского района.
Великий кюйши казахского народа Казангап Тлепбергенулы захоронен в Шалкарском районе
Мавзолей, построенный над могилой Самет батыра, находится на высоком холме, в 1 км. от местности под названием Дармен, в 12 км. от с. Жайсанбай Иргизского района
Некрополь Мани аулие располагается в Иргизском районе, в 6 км. к западу от аула Шенбертал
Дуйсенби ахун (Дуйсенби Имашулы) – почитаемый в народе священнослужитель, образованный человек, владевший арабским и русским языками, обладал даром ясновидения, признан святым.
Жаныс Сыгайулы (1769-1867 гг.) был известным бием, почитавшимся в народе как святой. Он отличался справедливостью, мудростью, нестандартным мышлением и виртуозным владением словом.

Приезжайте в Актобе